Глянцевая журналистика: как всё устроено

Глянцевая журналистика: как всё устроено


Журналистика, особенно глянцевая, давно погрязла в продажности. Это факт. Сегодня, чтобы удержаться в медиасреде, нужно не только искусно владеть пером, но и уметь продать своё слово. Сегодня даже отдельная каста появилась «продажники». Они же менеджеры по продажам. При чём тут журналистика? Рассказываю популярно, основываясь на личном опыте.

КТО ПЛАТИТ?

Всё больше глянцевых колумнистов уходят в продажи. Любая ненавязчивая статья о последних тенденциях моды или новшествах косметологии на деле – проплаченная. Теперь журналисту даётся инфоповод, который имеет так называемого спонсора (рекламодателя). Иначе сам по себе журналистский текст глянцевому миру не нужен (читай – экономически не выгоден).

Не секрет, что в любом издании есть отдел продаж. А объект продаж – журнальные полосы. Покупательский интерес к глянцу у современного читателя резко снизился. Зачем покупать набор красивых картинок, если мы ежедневно получаем их дозу, листая ленту? Издательства меняют стратегию: читатель может легко получить журнал бесплатно. А кто же спонсор программы? Конечно, тот, кто оказался внутри глянца.

ПРОДАЖНИК – КТО ОН?

Если отдел продаж есть, значит, есть и «продажник». Это слуга многих господ. Как минимум, над ним стоит главред издания и руководитель бизнеса, который толком не понимает, чем ты занимаешься, но постоянно что-то от тебя требует. Задания часто формулирует так:  «А сделайте так, чтобы к нам люди пришли» или «А давайте будем продавать этим и тем». Как это делается – непонятно. Где этому учат – неизвестно.

Во всех неудавшихся проектах козёл отпущения — менеджер по продажам. Звонил неактивно, на встречи мало ездил, скидки большие делал и так далее. Даже если он сделал свою работу хорошо и проект удался, то он в любом случае останется в стороне. Это креативный дизайнер сверстал классную рекламу, это прекрасный журналист так здорово написал текст.

Работа утомительная физически и эмоционально: как минимум ты 24/7 на связи, дабы не потерять сделки, как максимум тебя просто не любят как тип. Причина проста: тебе вечно чего-то от всех надо, а это мало кому нравится. При этом клиент всегда прав, ведь он платит. Прав журналист, которому вечно от тебя что-то нужно. Прав  дизайнер, у которого есть своё мнение, как должно быть в макете. Прав директор издания, который считает, что кампейн мог быть продан и дороже. Твоя задача согласовать всё многоголосие мнений со звеном номер один – с клиентом. Какой-то сплошной замкнутый круг. Замечаете следы мотивации продажника?

FUNNY MONEY

Самая очевидная мотивация для активной работы сотрудника отдела продаж — это деньги. Но если деньги — это всё, что вдохновляет менеджера по продажам, то он легко перейдёт в другую организацию, где платят больше. Поэтому должно быть что-то ещё. Менеджер должен верить, что продаёт стоящее. А главное, понимать,  что он продаёт, то есть знать о продукте всё. А в медиасреде такой специалист должен владеть не только базовыми знаниями в сфере дизайна, знать технические требования к макетам, но и уметь составить красивый продающий бумагу текст.   

Сейчас в сфере таких продаж кризис. Миграция рекламодателей в интернет поставила классическую бизнес-модель под удар. В этой среде стало необходимо искать новые методы, каким образом сделать деньги на печатном контенте. И, к сожалению, здесь никак не вычислить, насколько эффективен будет новый маркетинговый ход, ведь не залезешь к покупателям в головы и не узнаешь наперёд, что точно «зайдёт». Выдерживают трудности энтузиасты и креативщики. Другие – просто меняют печатное издательство на диджитал. Добиваются ли там успеха быстрее? Далеко не всегда. Но это уже совсем другая история…

ИЗ ЛИЧНОГО

За время работы в продажах рекламы и борьбы за место моих текстов в периодической печати я выработала целую стратегию. Первоначально: запастись терпением и наработать свою клиентскую базу. Это задача длительная: на её реализацию у меня ушёл не один год! Не стоит надеяться, что компания предоставит рабочую клиентскую базу. Важно найти «своих», тех, кто будет работать с тобой, даже если ты уйдёшь в другой проект. Да, на это могут уйти годы, но в этой сфере иначе никак.

Сегодня специалистов по продажам в медиа не хватает катастрофически, поэтому каждая компания старается удержать своих «звёзд». В таких условиях специалисту с базой легче диктовать свои условия, что и начинают делать опытные продажники. Работодатель дабы не закрывать проект, готов делить вплоть до 50% процентов от выручки. Иначе поиски активного специалиста, который не выгорит за два-три месяца могут продолжаться бесконечно.

Сегодня в Архангельской области печатные издания закрываются одно за другим. И дело далеко не в том, что читатель ушёл в диджитал. Продавать некому. Слишком сложно. Специалистов либо нет, либо непосильно дорогие. Не обошлось без пострадавших. В их списках: журналисты и дизайнеры. То, что десятки лет приносило стабильный доход, кануло в лету. А читатель есть. И будет. Пока они, продажники, будут продавать.   

anita_che

Подписаться на блог по электронной почте:

%d такие блоггеры, как: