Почему быть дизайнером модно, но не прибыльно?

Именно так представляется жизнь модного дизайнера

Как же хорошо все-таки, когда переживешь определенный «возрастной кризис», а потом смеешься над этим. А еще и сразу появляется желание поделиться своим просветлением с непросветленными. В этот раз расскажу на собственном примере о том, как шмоточно-украшенческий бизнес беспощаден для его создателей и клиентов.

Есть определенный круг дизайнеров «из глубинки», которым просто повезло родиться с невероятным талантом и чутьем на идеи, которые обязательно «выстрелят». Они способны выдержать трудности и обычно не видят конкуренции даже при великом множестве торговых центров. К ним просто идут. Во-первых, чтобы получить дизайнерскую вещицу (да-да, женская психология!). Во-вторых, потому что они умеют сделать «не как у всех» и «дорого-богато». Но в таких историях не талантом единым достигается успех. Хочешь стать известным и «покупаемым» — рискуй, но вкладывайся. К сожалению, талантом от природы создавать богемные вещицы меня боженька не наделил, а рисковать — это прямо-таки дар божественный.

Помните, когда-то я занималась украшениями с цветочным принтом? Конечно, помните! Прошло немало времени, но иногда нет-нет, да и приходят просьбы изготовить венец из роз на прекрасную девичью голову. На что я отныне отвечаю беспощадное «нет». Так почему же я завершила свое дизайнерское предпринимательство?

В университетские годы столько желания чем-то заниматься, создавать, придумывать. Помню, в это время я так мечтала попробовать себя во всем. Да и не скрою, денег заработать хотелось жутко! И я ударилась в дизайн. Насмотревшись различных модных блогов и показов от фэшн-гуру, было решено: в моде ободки с цветочками. Только тогда мне и в голову не могло придти, что буквально через пару сезонов носить на голове цветы будет считаться дурным тоном. Мода стремительно меняется и брать за основу стоило бы не тренд, как это сделала я. Но желание рискнуть взяло надо мной верх. Посмотрела, как делается в интернете, и вот я уже продаю.

Говорят, самое сложное – сделать первую продажу. Большое заблуждение. У меня первая продажа была на второй день запуска группы ВКонтакте. Причем, реклама по тем временам была смешная. Денег пиариться по-крупному просто не было, да и самооценка как-то не позволяла (ну, не профи я в этом деле была и сама знала).

За первой продажей в скором времени последовали вторая и третья, и тут я почувствовала: вот оно мое призвание. К слову, продажи начались не среди моих друзей и знакомых, а, наоборот, покупательницами были абсолютно незнакомые мне девушки. Среди знакомых было скептическое отношение: «Ань, куда ты полезла?», «Какой из тебя дизайнер? Займись своим делом!» и тому подобное… Я же решила упорно пробиваться и пытаться различными манипуляциями «отбить» вложения. Кстати, проблемы пошли на четвертом-пятом покупателе. Почему?

Я стартанула с 5-6 ободков, которые, как я тогда думала, улетят за пару недель. Только не учла два фактора:
1.Почему эти чудо-ободки с миленькими цветочками должны понравиться нашим суровым архангелородкам, которые большую часть своей жизни на Севере проводят в шапках?
2.Найдется ли постоянный клиент, готовый покупать далеко не повседневное украшение на порядок дороже, чем в магазинах?

Дизайнер, пообщавшись с клиентом

«Ой, чо так дорого!» — скажет какая-нибудь Маша и полезет искать ободочек с цветами на алиэкспрессе. Зачем платить Ане 600 рублей, если можно заказать в Китае рублей за 60? Что она вообще о себе мнит?! Так клиент за клиентом уходил в пассив. А я начинала безжалостно сгонять цену на свои творения и теряла возможную прибыль.

Приведу пример для тех, кто не очень понимает в ценообразовании и убежден, что дизайнеры берут «тааакииие деньги» ни за что.
Для изготовления вещи закупается материал. Для среднестатистического веночка из цветов необходимы: сам ободок, цветы, нитки, клей и прочая фурнитура для отделки. Можно перечислить и список необходимых инструментов для изготовления…
Итак, упаковочка цветов из фоамирама (из таких я и делала ободки) стоит в среднем 150 рублей. Учтем, что в среднем на один ободок нужно упаковки 3-4. Сам ободок около 70-100 рублей. Все дополнительные украшательства (стразы, пайетки, цирконы, бусины и т.д.) — еще дополнительная стоимость. Итак, это только основные элементы. А для создания ободка покупаются различные связующие элементы, которые так же включаются в стоимость готового изделия.

Затем, сам труд. Долгий и кропотливый. Испорченный маникюр клеем и иными обрабатывающими материалами после каждого изделия — это, кстати говоря, тоже издержки и дополнительные затраты для творца… Но я не наглела и не включала в стоимость граммы клея, остававшиеся на моих ногтях.

Чтобы хорошо, сделать даже самый обычный ободок нужно потратить дни или даже недели. А время, как говорится, — деньги. Помимо самого процесса изготовления, существует достаточно долгий и затратный процесс продажи. Где демонстрировать товар без каких-либо источников финансирования? Самый бюджетный вариант — социальные сети. Хочешь хорошую рекламу? Плати. Много плати. И тут мне, знаете ли, сказочно повезло. Одна моя знакомая предложила выставлять в ее студии свои работы на продажу — безвозмездно. Если найдутся желающие «приютить» ваш товар в своей студии или шоуруме – это вполне себе хороший стартап для новичка. Но и при этом, день за днем необходимо быть на виду у клиента в социальных сетях.

Помимо всего этого в стоимость изделия может входить и доставка. А некоторые экономически подкованные творцы учитывают и стоимость поездок за «расходниками» и прочую ерунду.

Такая же история у дизайнеров одежды. Метр самой дешевой ткани стоит 200 рублей, а более менее приличная стоит от 2000 и до бесконечности. Чем адекватнее и профессиональнее человек, именуемый себя дизайнером, тем качественнее и соответственно дороже его расходный материал. Отсюда и высокий ценник за работу. Не стоит думать, что из ткани за 200 рублей можно сшить потрясающую вещь и резко стать популярной швеей.

Теперь представьте: вы решили стать дизайнером (не важно кого и чего) и это ваш главный источник дохода. У вас появляется клиент, и вы не можете его потерять, иначе останетесь без средств к существованию. Поэтому вам нужно сшить качественную вещь в срок, при этом сделать ее уникальной (тыждизайнер). Так сколько вы возьмете за свою работу? Дешевле, чем в магазине? Если да: поздравляю, вы скоро закроете свой бизнес.

Я помню, как в след за мной стали появляться другие добрые цветочные феи, продающие райские венцы и прочие бирюльки гораздо дешевле. Только вот завершали они свои инициативы гораздо быстрее, чем я жадная и злая, продающая дороже. Кстати, на окупаемость (но не стабильную прибыль!) я вышла лишь через год.

Но знаете, завершила свою околодизайнерскую деятельность я не по денежной причине. Делать и делать профессионально — вещи полярные. Так вот просто «делать» можно для себя, а продавать за ох… деньги должны профессионалы. Помните об этом.

One thought on “Почему быть дизайнером модно, но не прибыльно?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *