Паблик-арт и его публика

В Архангельском театре драмы прошел мастер-класс стрит-арт художника и руководителя творческого объединения «33+1» из Владивостока Павла Шугурова. Художник рассказал про паблик-арт, и как это направление в искусстве способно изменить имидж городского пространства. 

Паблик-арт (прим.ред. публичное, городское искусство) – искусство, которое располагается в городской среде и взаимодействует с неподготовленным зрителем. Оно вбирает в себя архитектуру городов, историю, мифологические образы и индивидуальность художника.  

Какой он — паблик-арт?

«Сегодня искусство призвано стать поводом для диалога вне сословий и классов. Это когда респектабельному человеку может объяснить смысл той или иной штуки человек с низким социальным положением», — рассказывает Павел.

К слову, «штукой» принято теперь называть любой трудно поддающийся объяснению или обозначению арт-объект.

Большое, очень большое, гигантское… Маленькое, очень маленькое… Серьезное и не серьезное, серьезное провокативное, несерьезное провокативное… Смешное и дорогое, смешное и бюджетное… Понятное и непонятное… Контекстуальное… Многотрудное… Все это масштабы публичного искусства.

«В Архангельске много серьезных произведений, и это классно», — отметил художник. Думается, городу не хватает той самой яркости и несерьезности, которую создают такие стрит-арт мастера, как Павел. Возможно, это и есть еще один вектор развития городской среды?

Публичное искусство рождается с любой идеи

«Мимолетная мысль может перерасти в дело  всей жизни», — уверен Павел Шугуров. В этой связи художник привел весьма показательный пример. Павел рассказал историю фотохудожника Спенсера Туника, прославившегося фото-инсталляциями десятков, сотен и тысяч обнаженных людей, собранных в самых необычных для этого местах. Сейчас Спенсер собирает целые города.  Цель его творчества не в показе сексуальности и пошлости, а в создании «живой» скульптуры, помещенной в урбанистическое окружение. У фотохудожника есть сайт, где желающие регистрируются, «чтобы стать частью искусства». Как относиться к такому творческому проявлению — дело каждого. Но если такое искусство есть, значит оно кому-нибудь нужно?

Как паблик-арт сделать частью городского имиджа?

«33+1» — альтер эго автора. Этот проект и есть сам автор во всем многообразии форм его творчества. Такая виртуальная реальность для Павла — некий способ ухода от серой обыденной реальности. Рождение дочери стало поворотным моментом в жизни художника. Он понял, что нужно выходить из виртуальной реальности в городскую среду, преображать ее ради будущего поколения.  

Сегодня художникам, которые творят в разных жанрах, сложно заявить о себе как о цельном авторе. Автора принято воспринимать «шаблонно» — по наиболее яркой стилевой черте. Художнику же в таком случае необходимо понять: какая черта у него самая главная (читай: продаваемая)

Художник способен продвигать паблик-искусство, сделав его частью городского имиджа. Именно этим занимается Павел Шугуров как в родном Владивостоке, так и за его пределами. Став чиновником во Владивостоке, Павел написал муниципальную программу «Улучшение художественного облика Владивостока» и разработал пять стратегических направлений для города.  Одно из таких — колористическая карта города. Это та по-европейски модная история, когда здания красят в определенные цвета, и в результате получается красивая картинка.

Архангельской области стоит взять на заметку  проект «Взаимосвязь пешеходных и общественных пространств». Такой проект Павел Шугуров реализовал во Владивостоке, сделав цепь пешеходных улиц-парков. Это «зеленое» пространство не имеет пересечений «деловыми» маршрутами.

«Мы проанализировали с архитекторами все городское и пригородное пространство. Оказалось, что у нас город пустырей. Такая проблема существует и в Архангельске», — отметил Павел.

Никто не будет делать дизайн-проекты «просто так». В этом и есть проблема «продаваемости» паблик-арта, а потому и отсутствия городских имиджевых-проектов. Паблик-арт в России рождается спонтанно, а чаще — незаконно. Многие художники, как заметил Павел Шугуров,  вкладывают собственные средства в реализацию идей по улучшению городского имиджа. Городская администрация в большинстве своем видит в этом «вандальную» и разрушающую силу. В то время как городская среда тонет в ветхости и серости домов.

И, как оказывается, чтобы стать творцом публичного искусства, не обязательно родиться художником. Это искусство, создаваемое публикой, любит спонтанность и незаурядность мышления. Павел Шугуров вместе с дизайнерами, художниками и блогерами Архангельска украсил фонари Петровского парка фантазийными «лицами». 

Сейчас художник  создает арт-объекты для Петровского парка в рамках проведения «Фестиваля света». 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *