На выставке Ван Гога

Винсент Ван Гог — кто он: великий художник, безумный гений или несчастный мастер? Ожившие полотна первооткрывателя постимпрессионистской эпохи теперь в Архангельске. Делюсь мыслями, впечатлениями, а также фото и видео (да-да, съемка разрешена!).

«Ван Гог. Ожившие полотна» — экспозиция картин, превращенная в мультимедийное шоу. Здесь не только «живые» герои и предметы с картин, но и целая жизнь художника, его мысли, переживания и боль. К слову, выставка имеет и образовательную направленность: все важные этапы биографии отражены в видеоряде и к прочтению на стендах. Для тех, кто не знаком с творчеством художника — прекрасная возможность узнать о нем. А те, кто, так или иначе, знают о творческом пути Ван Гога, думается, увидят художника в современном формате.

Позволю ремарку. Сделать искусство доступным и массовым — это не синонимы. Так называемое «элитарное» искусство становится доступным зрителю сегодня, благодаря таким проектам. Теперь не обязательно бывать в мировых культурных центрах и музеях, чтобы увидеть в деталях уникальные полотна. Массовое же искусство не выражает изысканных вкусов или, если хотите, духовных. На мой взгляд, таблички со словами из известной песни «Ленинграда», стоящие на фоне «Звездной ночи», переводят объекты мирового наследия именно в такой несколько массовый план.

В целом, эффект от выставки в прямом смысле головокружительный. Калейдоскоп из динамично меняющихся друг за другом полотен вокруг зрителя — и вот он, тот самый «эффект присутствия». Некая потеря в пространстве и времени: смотришь на картины и словно оказываешься внутри них. Кстати, очень удачно на такой эффект срабатывает музыкальное сопровождение.

Ван Гог не был признан современниками, но оказал сильнейшее влияние на живопись XX века. При этом художественный метод «постимпрессионизм» стал буквально приписан творчеству Винстента. Он же создавал картины так, как видел, не следуя канонам живописи. Кажется, что в его картинах слишком много экспрессии и дисгармонии цвета, и даже создается впечатление, будто все это — рисунки ребенка. Болезненное видение мира, обращенное в экспрессивную форму самовыражения — пожалуй, результат глубокого одиночества. У меня помимо восхищения от увиденного осталось какое-то грустное и необъяснимое чувство.

Знаете, что «затронуло» в дополнение к увиденному? Нет, не моргающий с картины Ван Гог. А цитата художника, которая была приведена рядом с его автопортретом: «Мы сейчас живем в мире живописи, где все населено людьми, которые ищут денег. Не думайте, что мне это просто кажется. Люди платят больше за работы художника, когда тот уже умер». Это высказывание долго не выходило из моей головы, насколько оно удачно оказалось именно здесь.

Согласитесь, цитата актуальна и для такой выставки. Интересный формат, объемный звук, графика и анимация из сотни картин ушедшего мастера и как результат — неплохой коммерческий продукт. Но, это скорее достоинство, чем недостаток. Приобщить широкую общественность к искусству сегодня задача не из легких. На мой взгляд, умение представлять мировое наследие доступно и по-новому — это тоже искусство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *